• Пн - Пт: 10:00 - 18:00
  • 8-800-222-53-85
  • director@fnsperm.ru
  • Что мы делаем в рамках услуги «Оценка законности истребования пояснений, документов (информации) и представление соответствующих ответов на них»?

    Предлагаем профессиональную практическую помощь при истребовании документов (информации) как в ходе проведения налоговой проверки, так и в ходе истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках:

    • Проводим анализ правомерности истребования документов;
    • Устанавливаем в ходе каких мероприятий налогового контроля инспекция запрашивает документы:
    • при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 Налогового Кодекса РФ.
      Перечень таких случаев установлен пунктами 3 6, 8, 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.8, 9, 11, 12, ст. 88 НК РФ:

    – документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы;

    – документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов;

    – документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

    – при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;

    – при проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков.

    • при проведении выездной налоговой проверки,согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

    В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

    Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращаемых впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93 НК РФ).

    • вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).

    При этом, не допускает истребование документов без прямого указания мероприятия. Статья 82 Налогового кодекса РФ говорит, что налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснения, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. То есть, форма налогового контроля должна быть установлена Налоговым кодексом РФ. Необходимость истребования документов должна быть обоснованной, а также должна быть указана конкретная сделка, которая заинтересовала налоговые органы.

    • При истребовании документов на основании поручения другого налогового органа – анализируем правомерность такого поручения, порядок его направления, оформление и правомерность истребования документов.
    • Анализируем перечень запрашиваемых документов (информации) на предмет их правомерности истребования, их объём и возможность предоставления в установленный срок.
    • Устанавливаем наличие возможности получения отсрочки представления истребованных документов (пункт 3 статьи 93 и пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).
    • Устанавливаем наличие причин для мотивированного отказа в предоставлении документов (как по формальным признакам, так и по неправомерному истребованию документов) или обозначаем отдельные документы, которые следует предоставить в налоговый орган.

    По документам, которые не предоставляются в инспекцию, пишем ответ с обоснованием по каждому не предоставленному документу.

    Так, например, зачастую налоговые органы запрашивают документы, не относящиеся к исчислению и уплаты налогов, без соблюдения условий, предусмотренных статьей 88 Налогового кодекса РФ, истребуют документы после окончания камеральной налоговой проверки в нарушении пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ, а также после окончания выездной налоговой проверки в нарушении пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

    Пунктом 4 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ.

    Результат: предотвращение негативных налоговых последствий в случае необдуманного представления документов (информации), минимизация налоговых и правовых рисков, которые могут повлиять на объём претензий со стороны налоговых органов, выраженных в доначислении налогов (сборов), пеней и штрафов, а также на бизнес в целом.